Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы»
Педагогом используются следующие образовательные технологии:
1. игровые - способствуют развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делают процесс обучения занимательным.
2. обучение в сотрудничестве – способствует социализации воспитанников, формированию у них коммуникативных умений.
3. здоровьесберегающие - способствуют сохранению и укреплению здоровья детей и служат обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
4. ИКТ – обеспечивают наглядность обучения, повышают интерес воспитанников к занятиям.
Методы обучения
- Словесные (беседа, указания, поощрения, совет, рассказ и др.)
- Наглядные (образец, показ способов выполнения, демонстрация наглядных пособий, слайдов и др.)
- Практические (упражнения)
Алгоритм проведения занятия
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
- Целеполагание. Мотивация.
- Актуализация имеющихся у детей знаний. Введение в тему.
- Открытие новых знаний (с использованием современных образовательных технологий)
- Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
6. Включение нового знания в систему знаний (серия дидактических игр и упражнений с использованием роботов- пчелок Bee- bot, блоков Дьеныша, Steam – оборудования)
- Самостоятельная деятельность воспитанников.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Программа занятий
Учебный план программы предполагает практические и теоретические занятия. Теоретические занятия проводятся в соответствии со следующими логическими операциями:
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.
Каждый теоретический раздел подкрепляется практической работой детей, которая может проходить как в фронтальной, так и в самостоятельной работе. Практические упражнения проводятся в игровой форме, что позволяет сохранять интерес детей на протяжении всего занятия.
Программа предполагает промежуточный контроль результатов освоения программы Контроль проводится в форме интеллектуальных игр с элементами соревнования. В начале и конце года программой предусмотрена диагностика развития мыслительных процессов у детей.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника